Izori55.ru

Коммуникации и связь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интернет в самолете

Интернет в самолете: как это работает

Внутри самолета все устроено не слишком сложно — подумаешь, летающая точка доступа WiFi. Гораздо более интересный вопрос — организация внешнего канала связи

Хуже всех авиаперелет переносят, как ни странно, не аэрофобы, а заядлые курильщики и страдающие интернет-зависимостью. Это же кошмар: целых несколько часов не видеть реакцию на твой троллинг в Фейсбуке, не иметь возможности смотреть, как растет количество лайков к фотографии в Инстаграме, и зачекиниться в тех местах, которые пролетаешь. И какой смысл делать красивую фоточку «кусок крыла, солнце и облака внизу», если нельзя тут же ее запостить? Для тех, кто не может так жить, придумали обеспечивать доступ в Интернет прямо на борту.

Для пользователя все выглядит просто: вот она, точка доступа Wi-Fi (реже используется базовая станция одного из сотовых стандартов), подключился — и пользуешься. Действительно, с этой точки зрения тут все достаточно незамысловато: установить на борту роутер — совсем не квантовая механика. Самый главный вопрос — это организация внешнего канала до этого роутера.

Здесь существует два принципиально разных подхода. Первый — это ATG, то есть Air-to-Ground, «Воздух — Земля». Этот подход предполагает строительство на земле базовых станций с направленными вверх антеннами, с которыми и взаимодействует самолет.

Принцип здесь точно такой же, как в сотовой связи, и борт, по сути, представляет собой летающий 3G-роутер, переключающийся в процессе полета от одной базовой станции на другую без разрыва соединения — с хэндоверами и прочими непременными атрибутами сотовой сети. Разве что частоты другие, так что прямо на мобильный телефон принять такой сигнал на борту невозможно, да и незачем. Но и здесь в недалеком будущем собираются перейти на LTE.

Преимуществ у такого подхода много: во-первых, это возможность использования уже существующей инфраструктуры сотовых сетей. Достаточно арендовать место на площадке, где расположены обычные базовые станции. Магистральная оптика там уже проложена, так что можно быстро развернуть сеть в масштабах целой страны, что особенно актуально в больших по площади государствах типа США или России.

Как быстр и сколько стоит самолётный Интернет? https://t.co/FBNrDgjkqA

— Евгений Касперский (@e_kaspersky_ru) March 22, 2015

В России подобные проекты предлагаются, но к окупаемости из-за низкой мобильности населения есть много вопросов. В США это уже работает: развернута сеть Aircell (она же GoGo), состоящая из 160 базовых станций CDMA2000 и обеспечивающая скорость до 9,6 Мбит/с на каждый борт. Готовится к запуску ATG-сеть компании AT&T, которая будет основана на стандарте LTE.

При этом, разумеется, базовые станции ATG не должны устанавливаться так же плотно, как обычные сотовые: отсутствие препятствий для радиосигнала и банальная геометрия позволяют получить очень большую зону охвата на высоте полета гражданских лайнеров — порядка 100 квадратных километров на базовую станцию.

Также упрощает задачу тот факт, что самолеты летают не как заблагорассудится пилоту, а по воздушным трассам между конкретными путевыми точками. Поэтому сплошное покрытие всей территории не требуется, надо обеспечить связью лишь четко заданные маршруты.

Проблема с сетью наземного базирования только одна: она не может обеспечить покрытие над водным пространством, а значит, во время дальних перелетов через океан, когда доступ в Интернет еще более необходим, пользователи ATG-сетей останутся без связи. И для таких случаев придумали спутниковую связь.

Работает она по очень простому принципу: на геостационарной орбите (то есть условно неподвижной относительно Земли) летают спутники-ретрансляторы, которые одновременно связаны с наземной станцией и самолетами. Зона покрытия каждого спутника может измеряться сотнями тысяч квадратных километров. Сейчас непосредственные поставщики услуги Интернета на борту, как правило, арендуют емкость у спутниковых операторов, работая, например, дистрибьюторами Inmarsat Global Xpress и других существующих сервисов спутниковой связи.

A photo posted by Anton Nossik (@dolboed) on Feb 12, 2015 at 11:38pm PST

Различные сервисы используют разные диапазоны. В целом чем выше частота, тем меньший требуется размер антенн и тем более мощный сигнал можно передавать. Поэтому низкочастотные диапазоны (несколько ГГц) считаются устаревшими, и большинство новых систем стараются развертывать в K-диапазонах (от немецкого «kurz» — короткий; свыше 10 ГГц), которые обеспечивают более низкую себестоимость и относительно приличную скорость.

«Приличную» — это порядка 50 Мбит/с для Ku-диапазона. Звучит довольно внушительно, но стоит иметь в виду, что это скорость не на каждого пассажира, а на целый борт. Если учесть, что речь идет о дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнерах, то это порядка 300 пассажиров.

Понятно, что пользоваться Интернетом будут далеко не все, но, даже если в Сеть выйдет 100 человек, скорость в полмегабита как бы намекает на то, что пользоваться таким доступом можно исключительно в самых мирных целях вроде переписки в мессенджерах, чтения почты и просмотра легких веб-страниц. Поэтому на данном этапе развития технологии поставщики услуги не дают пользователям разгуляться, либо сурово ограничивая скорость на каждое отдельное подключение, либо предлагая оплачивать трафик покилобайтно.

Будущее не наступит пока такие цены на интернет на борту самолета. pic.twitter.com/XXetbljoxe

— Sergey Minkin (@sergeyminkin) January 11, 2015

Проблему скорости должен решить переход на Ka-диапазон: например, ViaSat обещает, что с их системой Exede In The Air скорость передачи данных составит около 12 Мбит/с на каждого пассажира, при этом себестоимость емкости здесь в пять раз ниже, чем при использовании существующих систем Ku-диапазона.

Читать еще:  Интернет на дачу в подмосковье что выбрать

С точки зрения перспектив для поставщиков услуги вещание в Ka-диапазоне также выглядит неплохо, так как открывает более широкие возможности для монетизации. Например, трансляция потокового видео, включая телеканалы, позволяет зарабатывать в первую очередь на доступе к определенному контенту, а не просто продавать доступ к Сети. Самый очевидный пример — это прямые трансляции спортивных матчей.

Как работает #Интернет на борту самолета

Что все это значит для нас, пользователей? Переход на значительно более широкие каналы и альтернативные варианты монетизации, скорее всего, уже в самом близком будущем приведет к тому, что Интернет на борту самолета из премиальной и сравнительно дорогой услуги превратится как минимум в весьма доступную. А вероятно, и вовсе в бесплатную, так что в светлом завтра все мы будем подключены к Сети в том числе и во время полетов. Со всеми вытекающими плюсами и минусами.

Есть ли в самолетах интернет

Для современного человека жизнь без Интернета или мобильной связи, если не невозможна, то уж точно очень сложна. Почти все сферы работы тем или иным образом связаны с ними, поэтому даже на борту самолета пассажирам необходимо наличие WI-FI и возможность пользоваться своим сотовым.

Если вы хоть один раз летали на самолете, то знаете, что при взлете или заходе на посадку пассажиров просят выключить свои смартфоны и планшеты. Это делается для их же безопасности. О том, можно ли в самолете пользоваться Интернетом и телефоном во время самого перелета, вы сможете узнать, прочитав эту статью.

Немного истории

Когда мобильные телефоны только появились, они считались предметом роскоши. Пользовались ими только деловые люди в Бизнес-классах. Они были долгое время разрешены на борту пассажирских лайнеров. С пиком их популярности, в 90х годах, ими запретили пользоваться.

Начались исследования о влиянии сотовой связи на приборы самолета. Их инициировали как авиакомпании, так и мобильные компании, так как для обоих это несло определенный интерес для получения большей прибыли. Они выявили, что мобильная связь действительно влияет на показания приборов. Наука и техника ушли с того времени далеко вперед. Поэтому и излучение сотовой связи стало уменьшаться.

Авиакомпании перестали строго следить за тем, чтобы пассажиры не пользовались телефонами в салонах самолетов.

Сейчас пользоваться телефоном на борту самолета можно во время полета, но не в период взлета или посадки.

История существования Интернета на борту воздушных судов намного короче. Перевозчики не устанавливали беспроводную сеть на борту, так это было слишком дорого, а доходы от этого не оправдывали потраченных средств.

Вместо этого были разработаны мультимедийные системы, которые позволят пассажирам смотреть на борту фильмы, клипы или слушать музыку.

Компания Боинг решила эту проблему тем, что представила систему Connexion by Boeing. Этот сервис появился в 2001 году. Антенну выносили за борт самолета, чтобы обеспечить безопасность от помех для бортовых систем. Внутри устанавливали специальные приборы для заглушения мобильных устройств в салоне.

Базовая станция проводит трансляцию через WI-FI и Ethernet. Скорость соединения составляет 20 мегабит в секунду.

Авиакомпании сразу стали использовать этот сервис, в том числе и Lufthansa. Стоимость составляла 10 долларов в час. В 2006 году сервис перестали эксплуатировать.

Есть ли в самолетах вай фай сейчас? Такая услуга предоставляется далеко на всеми авиакомпаниями.

Интернет в самолете

Технологии, которые применяются сейчас, не принципиально отличаются от предложенных компанией Боинг. Базовая станция, которая есть в самолете, получает сигналы с наземных вышек. Любая система имеет несколько вышек в своем распоряжении. Интернет передается по беспроводной сети. Любой пассажир может ее использовать.

Поэтому ответом на вопрос: “Есть ли в самолете Интернет?” будет “Да, разумеется”. Однако, не все авиакомпании еще представляют такой сервис.

Компании Virgin America и AirTran Airways осуществляют ее на всех своих пассажирских лайнерах.

Авиапарки American Airlines и других американских перевозчиков составляют до 80% покрытия беспроводным Интернетом.

У авиакомпаний Lufthansa, Oman Air и Qatar Airways только 25% самолетов имеют такую услугу.

Тарифы на Интернет у Аэрофлота.

У Аэрофлота, Air France, Egyptair, SAS и ряда прочих европейских компаний эта цифра колеблется в районе 10%.

Сколько стоит вай фай в самолете? Стоимость Интернета у разных компаний отличается, но остается в районе от 10 до 50 евро или долларов, в зависимости от времени трафика и количества мегабайт. Удовольствие получается прямо скажем не дешевое.

Мобильные телефоны в самолете

О том, есть ли Интернет в самолете во время полета, мы поговорили, но если запрет об использовании телефонов снят, то зачем стюардессы просят выключить все мобильные устройства на время взлета и посадки?

Влияние этих приборов максимально минимизировано на бортовую технику, но вы замечали, что во время обращения к пассажирам связь пилота обрывается? Это из-за того, что кто-то не соблюдает просьбу выключить телефон.

Для вашей безопасности следует выполнять требования экипажа. Они это делают исключительно для вашего блага.

Сотовая связь и Wi-fi на борту самолета

Наличие Wi-fi в самолете помогает скоротать время полета и оставаться на связи с близкими или коллегами. 94% путешественников считают, что интернет на борту самолета делает перелет комфортнее. Но как он работает, почему до сих пор не везде есть и можно ли использовать мобильную связь в полете? Не вредит ли пользование телефоном в самолете работе приборов? И можно ли пользоваться мобильным интернетом в самолете во время полета, чтобы полистать социальные сети? Разбираемся в этой статье.

Читать еще:  Интернет без забот мегафон

“Радиоволны от телефонов, электронных книжек и прочих гаджетов могут помешать работе бортовых приборов” — раньше авиакомпании именно так объясняли, почему нельзя пользоваться интернетом, совершать звонки и даже включать устройства в самолете во время полета. Эти времена давно прошли — сейчас мы спокойно используем любую технику на борту, а некоторые компании предоставляют услугу доступа в интернет. И существует две схемы предоставления авиакомпаниями интернета в самолете.

Система Air-To-Ground (Земля-Воздух)

Принцип технологии такой же, как и доступ в сеть у операторов связи. Передатчики, установленные в самолете, связываются с базовыми наземными станциями. Но в отличие от вышек сотовой связи ATG-вышки направляют сигнал вверх, а не вниз, и во время полета сигнал поступает с вышек, над которыми пролетает самолет. В бортовом сервере установлен модем, который преобразует радиосигналы в компьютерные и наоборот, обеспечивая интернетом в самолете пассажиров. Те, в свою очередь, получают доступ в сеть через точки доступа Wi-fi. Иногда авиакомпании используют ретрансляторы для улучшения сигнала. Пару слов о том, что такое ретранслятор в самолете: это устройство-дополнение к основной точке доступа, усиливающее сигнал, которое часто используют для обслуживания больших территорий.

Впервые систему Air-to-Ground начала использовать американская компания Gogo около 15 лет назад. Сейчас такая схема работы выгодна для перевозчика, но неудобна для пассажиров. Вышки расположены неравномерно, и сигнал часто пропадает, особенно в районе пустынь и водоемов. А скорость передачи данных оставляет желать лучшего — даже проверка электронной почту займет уйму времени.

Спутниковая система

В отличие от предыдущей системы спутниковая связь гораздо более стабильная и быстрая. Именно поэтому спутниковую систему использует большинство авиакомпаний, в чьих самолетах есть вай-фай или связанные с ним сервисы. Антенны устанавливаются на самом самолете и получают сигнал со спутников. Специальное устройство на борту контролирует движение антенны, которой приходится регулировать свое положение из-за больших расстояний и скорости движения самолета и спутников. Но даже при длительном перелете такое переподключение обычно происходит один раз. Благодаря работе на более высоких частотах спутниковый интернет в самолете позволяет пользоваться связью со скоростью от 20 до 100 Мбит/с.

Но есть недостатки и у спутниковой связи.

  • Дорогое оборудование и дорогое обслуживание. Спутниковый интернет для телефонов в самолете — отличный вариант для международных рейсов, но не выгодный для региональных маршрутов.
  • Общая скорость такого интернета выше, но задержка загрузки веб-страниц — больше.
  • Спутниковый интернет требует дополнительных затрат на топливо, так как антенны на самолете создают аэродинамические помехи и увеличивают сопротивление.

Ловит ли сотовая связь в самолете?

Мобильная связь перестает работать на высоте более 3000 км. Излучение радиосигнала вверх специально ограничивается операторами, чтобы сигнал на земле был более устойчивым. Чтобы интернет и мобильная связь были доступны пассажирам в самолете, на борту устанавливают компактные базовые станции — пикосоты. Такие же станции используются в торговых центрах, на вокзалах и аэропортах, где нет необходимости в стандартных базовых станциях. Пикосоты на борту самолета с помощью антенн соединяются с наземными сетями, а сигнал передается по спутниковым каналам. В авиалайнерах с пикосотами на вопрос “Можно ли разговаривать в самолете по телефону?” ответ будет “Да”. Кстати, такие станции сокращают расстояние до антенны и не создают помехи для бортовых систем. К тому же GSM-станции не мешают полетным системам благодаря, так как работают на других радиочастотах.

Почему тогда мобильная связь так мало используется в авиации?

Все дело в огромных затратах на такие проекты и долгом сроке окупаемости. Пассажиры не так часто звонят или отправляют смс в полете, а для пользования интернетом дешевле установить на борту Wi-fi. Аренда каналов оплачивается круглосуточно, а услуга не востребована и дорога. Несмотря на то, что пикосота небольшая и весит около 1кг, ее монтаж и использование обойдется в миллион долларов. Срок окупаемости при этом составит 5-10 лет. Эта услуга бьет по карману не только авиакомпании, но и пассажирам: звонки в полете оплачиваются по тарифам роуминга, а домашний оператор должен заключать международное роуминговое соглашение с поставщиком услуги, есть специфика биллинга . В свое время мобильную связь и интернет в самолете с помощью GSM-станций пытались реализовать “Аэрофлот” и “Мегафон”, но проект свернули спустя шесть лет из-за низкой рентабельности.

Еще один способ обеспечить телефон в самолете связью и интернетом — спутниковые сети. Самолет “ловит” сигнал, а пассажиры в салоне получают возможность звонить и выходить в интернет с помощью Wi-fi. Но ждать быстрой работы сети в таком случае не стоит.

Есть ли интернет в самолете в России

Если на многих зарубежных авиалиниях уже доступна услуга Wi-fi в самолете, то в России интернет доступен только пассажирам “Аэрофлота”. В 2012 году “Аэрофлот” на некоторых авиалайнерах запустил услугу “Интернет на борту” и обеспечил пассажиров платным Wi-Fi. Авиаперевозчик не останавливается на этом — компания уже запустила проект, в рамках которого пассажиры смогут за 1000 рублей пользоваться безлимитным интернетом.

Читать еще:  Интернет на день 500 мб

Возникает вопрос: есть ли в самолетах других авиакомпаний России вай-фай, или пока “Аэрофлот” впереди планеты всей? Wi-fi есть еще у перевозчиков “Россия” и “S7”, но используют они его для локальных мультимедийных систем. Доступ в систему пассажиры получают через интернет, но могут серфить только в рамках этой системы: смотреть уже загруженные доступные фильмы, передачи, слушать музыку.

Сейчас включать телефон на борту, пользоваться интернетом и даже звонить в самолете безопасно — но пока на территории России у нас почти нет такой возможности. И пока мы задаемся вопросом, работает ли хотя бы 3G в самолете российского перевозчика, зарубежная компания Gogo планирует в 2021 году запустить 5G на самолетах, оборудованных ATG. Надеемся, что скоро и на российских авиарейсах мы сможем проверять новости, почту, слушать музыку онлайн и оставаться на связи.

Как работает интернет в самолете

Опубликовано Окт 24, 2016

Как работает интернет в самолете

Особая техника

Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi, это сложно и дорого. Проще тем авиакомпаниям, которые заказывают новые самолеты — в них оборудование можно установить на заводе.

В подавляющем большинстве случаев, кроме совсем уж экзотических, в самолете устанавливается Wi-Fi-роутер с открытой сетью (без шифрования), сигнал от которого доступен во всем салоне. В больших дальнемагистральных лайнерах еще и разводится несколько антенн по всему салону.

Конечно, делается это не «на коленке», то есть, речь идет о специальном оборудовании, предназначенном для конкретного типа ВС и сертифицированном производителем. Устанавливается оно тоже на технической базе, имеющей лицензию на установку такого оборудования, и производится, как правило, одновременно с другими формами обслуживания, чтобы не гонять лишний раз самолет туда-сюда.

Осталось выяснить, где взять собственно интернет, то есть, магистральный канал.

Интернет класса «Земля-воздух»

Первый способ организации магистрального канала называется Air-to-Ground, то есть, «с воздуха на землю». Эта технология работает примерно так же, как обычный мобильный интернет в вашем смартфоне, планшете или роутере. На земле установлены базовые станции, направленные вверх — причем можно использовать уже существующие вышки сотовых операторов. На самолете снизу располагается антенна, внутри — модем, и все. Примерно так же работает Wi-Fi в метро или в «Сапсане».

Крупнейшая в мире сеть Air-to-Ground работает в Северной Америке, называется она GoGo (она же AirCell). Всего 200 с небольшим базовых станций достаточно для покрытия всей территории США и Канады, ведь распространению сигнала в воздухе практически ничего не мешает.

По современным меркам это немного, зато дешево: 5 долларов в час, 16 долларов в день и 60 долларов в месяц за безлимитный доступ в самолетах четырех крупных авиакомпаний. В ближайшее время сеть будет переведена на LTE, что позволит значительно увеличить скорости доступа.

Минус у технологии ровно один: она работает только при полетах над сушей, в то время как на долгих трансконтинентальных маршрутах значительная часть пути пролегает над океаном, где базовые станции поставить нельзя.

Монтаж комплекса спутниковой связи на фюзеляже авиалайнера

Если нельзя взять доступ с земли, значит, его нужно взять с неба. На высоте нескольких сотен километров над Землей находятся на геостационарных орбитах спутники. Геостационарная орбита означает, что спутник вращается вокруг Земли с той же скоростью, что и сама планета вокруг своей оси, поэтому кажется, что он «висит» все время в одной и той же точке, покрывая целый континент. С Землей он связан через наземную станцию с направленными антеннами, а с самолетом — с помощью антенн в верхней части фюзеляжа.

Запустить спутник — очень сложная наука; если он не выйдет на расчетную орбиту, то будет двигаться относительно неподвижной точки на Земле с той или иной скоростью, и станет бесполезным: такой спутник считается потерянным.

В старых системах используется L-диапазон (около 1,5 ГГц), и скорость передачи данных составляет 432 Кбит/сек при использовании одного канала и 864 — при объединении двух (на весь самолет!). Такая экзотика до сих пор неофициально работает на трех самолетах «Аэрофлота», и доступ там раздается не через Wi-Fi, а через базовую станцию с GSM/GPRS (даже не EDGE).

В современных системах используются в основном коротковолновые диапазоны K, Ku и Ka: 18-27, 26,5-40 и 12-18 ГГц соответственно, здесь скорость передачи данных может составлять порядка 50 Мбит/сек и даже больше, до 70.

Однако в реальности средняя скорость составляет около 25 Мбит/сек на весь самолет (при пингах порядка 500-1000 мс) и она опять же, делится на всех пользователей на борту, при этом спутниковые каналы сами по себе достаточно дороги. Поэтому провайдеры ограничивают доступ экономическими методами.

У Delta, например, за доступ нужно заплатить 28 долларов в сутки (понятно, что лететь вы будете меньше суток, просто это означает независимость от продолжительности полета). Конечно, есть «аттракционы невиданной щедрости» вроде Emirates, где интернет бесплатный или стоит 1 доллар в час, но, естественно, все это просто включено в стоимость билета.

При этом за 15 минут можно израсходовать не более 10 МБ, за час 30 МБ, за три часа 100 МБ и за весь полет – 150 МБ. Но зато первые 5 минут и 5 МБ предоставляются бесплатно — можно успеть выложить фото облаков в Instagram.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector